Фастфуд в России: итоги 9 месяцев 2023 года

22 ноября 2023

Как мы писали в предыдущем обзоре динамики рынка общественного питания, за год сегмент HoReCa показал прирост. Увеличивается аудитория, растет оборот, размер среднего чека. При этом главными каналами роста на рынке остаются бургерные. Также все большей популярностью пользуются пекарни и столовые.

Все основные сети фастфуда (Вкусно — и точка, KFC+Ростикс, Burger King) в 2023 году показывают увеличение числа уникальных покупателей. Аналогичная ситуация отмечается и сети пиццерий Додо, где в течение текущего года число покупателей увеличилось на 5% относительно прошлого периода, а показатель частоты остается без значимых колебаний, что говорит о расширении аудитории при сохранении лояльности. 

В ресторанах быстрого обслуживания в 2023 году наибольшие траты среди категорий приходятся в первую очередь на бургеры (29%). На картофель фри приходится 12% оборота, на кофе и роллы  – по 8%. Также в список основных категорий вошли баскеты (7%), куриные снеки (7%) и сладкая газировка (5%). Отметим также, что в 2023 году динамика затрат на почти все категории показала значимый прирост. 

Рисунок 1. ТОП-7 основных категорий по обороту в ресторанах быстрого питания.


"Фастфуд занимает значимое место в сфере общественного питания России, пользуясь особой популярностью среди россиян. Три ведущих игрока рынка ежедневно прикладывают значительные усилия для удовлетворения потребностей своих клиентов, что находит отражение в росте аудитории сетей. Сеть Додо выделяется как отдельный значимый игрок, лидируя в сегменте пиццерий и одновременно конкурируя с топ-3 заведений быстрого питания за внимание покупателей. Несмотря на жесткую конкуренцию, Додо демонстрирует впечатляющие успехи и активный рост. В свете текущих тенденций развития, целью на следующий год может стать усиление работы по повышению лояльности среди клиентов, учитывая значительное расширение базы покупателей", — поделилась директор по работе с клиентами Ромир Маргарита Абрамкина.

В сентябре 2023 года на базе Единой панели данных Ромир провел опрос о мотивации посещать заведения общественного питания. Треть респондентов (34%) ответили, что ходят в кафе и рестораны ради экономию времени. Еще третья часть (33%) опрошенных признались, что хотят отвлечься от повседневности, а четверть  (25%) — получить положительные эмоций. В топ часто называемых причин вошли также: теперь могу себе позволить чаще посещать (22%); лень готовить самому (22%); стал больше ездить по стране (22%); выгоднее, чем покупать продукты и готовить (15%); разнообразить досуг (14%).

Единая панель данных Ромир (Romir Consumer Scan Panel) основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных панели. Выборка репрезентативна взрослому городскому населению городов 100 тыс.+